2. Культурологическая теория З.Фрейда

Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение. Этот теоретический принцип был применен З. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство вхождение в культуру и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков".

Психологические концепции культуры

Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. В искусстве Ницше различает два начала: Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма. Сущностной характеристикой обоих начал является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка.

Человек же в концепции Ф.

концепции и направления в культурологии, важнейшие этапы развития сить таких его представителей, как Н. Я. Данилевский, Н. Н. страхов.

Листов Тип работы Напишите, пожалуйста в кратце Ваши пожелания план работы, шрифт, срочность, необходимый список литературы, и т. Это ускорит время ответа в разы!

Концепции культуры интуитивистского направления 4. Развитие представлений о культуре в России 5. Представление о культуре формировалось в процессе развития европейской теоретической мысли, истоки которой берут начало в эпоху Просвещения. Если первоначально термин"культура" согласовывался с чем-то вполне конкретным, на что было направлено культивирование например, культура земли, культура души , то в эпоху Просвещения он стал употребляться для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человечества.

Первым ввел понятие"культура" в новом отвлеченном значении немецкий правовед С.

Становление культурологии как науки происходит в эпоху Просвещения. Именно Он создаст свою концепцию всеобщей истории и культуры, в основе.

Главная Культурологическая теория Зигмунда Фрейда В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э.

В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение. Этот теоретический принцип был применен З. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство вхождение в культуру и становление культуры.

Белик А. Культурология. Антропологические теории культур

Введение к работе Актуальность темы исследования. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского. 5. Н. Н. страхов О книге Н. Я. Данилевского"Россия и Европа". Из книги Россия и Европа автора.

В ней есть внешние сферы, которыми она соприкасается с социальной и природной реальностью. И есть сферы более глубокие: А есть еще ценностное ядро культуры. Ядро культуры - это своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: Новые концепции и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры.

Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого. Эти специфические стандарты, правила и т. Так как главная функция ядра культуры — сохранение и передача самоидентичности социума, то оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью.

Эта информация, аккумулируемая в ядре, через систему воспитания и образования, транслируется от поколения к поколению, и именно этим гарантируется самоидентичность данного этнического или социального организма. В современном обществоведении существует множество подчас разноречивых ее толкований.

Культурологическая теория Зигмунда Фрейда

Условия возникновения основных направлений, школ и концепций в культурологии В современном значении слово"культура" стало употребляться в веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля фон Пуфендорфа К концу ХХ века в культурологии существовало более определений культуры, так или иначе трактующих это социальное явление. Рассмотрим условия, определившие такой бурный рост культурологического знания.

Прежде всего, мануфактурное и ремесленное производства, на основе которых строилось благополучие городской культуры, исчерпали к этому времени свои возможности в области роста производительности труда. Назревает переход от ремесла к механическому производству, от аграрной культуры - к промышленной, индустриальной.

Цели: изучение культурологической теории Л. Уайта. Задачи: овладение . желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального.

В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.

Опираясь на предшествующие опыты, З. Фрейд разработал"катартический" метод лечения неврозов, который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов. В целостной форме свою культурологическую концепцию З.

Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение.

Вы точно человек?

Культура и религия в философии З. Культура и религия в философии Фрейда 1. Роль культуры в развитии социальных отношений По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. Фрейд назвал их"культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.

Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному

Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным или наставников через устную передачу, книги и другие культурные . при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу.

Эволюцинистская парадигма Анализ работ по культурологии позволяет выделить следующие основные теоретические направления, или концепции: Говоря о концепциях, или парадигмах культурологии, я имею в виду прежде всего в большей или меньшей степени осознанные отрефлектированные теоретические и методологические представления, которые разделяют и используют представители данных направлений.

Конкретное культурологическое исследование может при своем построении опираться на несколько парадигм. Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся прежде всего в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни разных народов и осуществлены первая систематизация и осмысление этих знаний.

Последовавшее за этим научное эволюционистское объяснение опиралось уже на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе. Для эволюционистского объяснения характерны: Поясняя последний момент, Л. Именно человеческая природа в ее специфике делала человека культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое

Тема 1.3 Основные культурологические теории и школы современности

Крузе Каждая цивилизация определяется совокупностью идей и политических институтов, условиями материальной и культурной жизни, производительными силами и общественными отношениями, всеми проявлениями религиозной, интеллектуальной и художественной деятельности. Как классификационная категория цивилизация включает культурные типы, которым присуща органическая гетерогенность и соответствующая ей сложная социальная структура.

Цивилизованные общества имеют характерную социальную стратификацию и структуру, культуре цивилизационного типа присуща соответствующая диверсификация. Органическая гетерогенность означает наличие функциональной дифференциации субкультур, как высокой, так и низкой, иерархически упорядоченной и обыденной, городской и деревенской, составляющих целостную культурную систему единой цивилизации.

предваряла позднейшую концепцию культурноисторических типо Н.Н. страхов, А.А. Григорьев), монархизм, или охранительное течение.

Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие — происхождение. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.

На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детским влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию. Такой взгляд на искусство, религию, мораль, сознательные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.

Культурологические концепции в истории литературы

Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией. Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература.

Поэтому и размышления писателя об искусстве, культуре в конечном счете всегда связаны с общенациональными проблемами. Позже начало ХХ в.

Основные идеи культурологической концепции Э. Гуссерля. Данилевский ( локально-цивилизационный подход), Н.Н. страхов, К.Н. Леонтьев, О.

Культура — основное понятие культурологии. Язык, символ, код, артефакты культуры. Модели культурного человека в эволюции культуры. Инкультурация и социализация современного культурного человека. Контрольные вопросы и задания. Важнейшей характеристикой культуры будет то, что, несомненно, культура — это общение. В связи с этим можно привести весьма меткое суждение немецкого философа М.

Известно также выражение русского писателя М. И в том, и в другом случае отмечена социальная роль культуры. Политическая культура, экономическая культура — тоже вполне правомерные понятия.

Современные мировые культурологические концепции